В зимнем номере журнала ЭШ вышло мое первое интервью для глянца. Я поделилась с этой радостью в своем личном инстаграме, но как-то совсем забыла поделиться с Вами. исправляюсь. Мне было очень приятно, что по заданию редакции я брала интервью у архитектора Олега Воробьева. Его имя широко известно в кругах архитектурного сообщества не только в родной Беларуси, но и за ее пределами. Количество реализованных объектов уже перевалило за 60, а здания, ставшие неофициальными символами Минска, хранят отпечаток руки Олега Арсеньевича Воробьева. Красный кристалл здания БКК своей необычной формой и цветом привлекает fashion-фотографов для эффектных съемок. Скоро откроет свои двери многофункциональный комплекс с шикарным отелем Marriott на проспекте Победителей.
— Олег Арсеньевич, с чего начинается Ваше утро?
Естественно, с завтрака. И сразу же вспоминается картина Федотова «Завтрак аристократа». Почему? Во-первых, я считаю профессию архитектора «аристократической», во-вторых, на картине изображена комната — яркие картины на стене, столик из редкой породы дерева, статуэтки, многое из этого присутствует в минималистическом варианте исполнения и у меня. Кроме того я, как и молодой человек, изображенный на картине, завтракаю в халате, обязательно с бутербродом из черного хлеба, и в компании собачки породы карликовый шпиц.
— Вы родились в Кракове, учились и работаете в Минске. Есть ли у Вас места, в которые Вы возвращаетесь поностальгировать?
Конечно, я хочу еще раз побывать в городе своего рождения, в прекрасном Кракове. Мне время от времени хочется съездить в город моего детства и юношества, в Речицу, где покоятся мои родители. А в Минске мне навевает воспоминания о студенчестве университетский городок БНТУ, который почти не поменялся за эти 50 лет, и все так же зимой можно взять коньки и погонять шайбу на стадионе (Улыбается).
— К созданию какой архитектуры Вы стремитесь?
Запоминающиеся неординарные здания с высокотехнологичными современными инженерными решениями, в которых должны быть комфортные условия для жизни и работы. Так же, для меня очень важно минимизировать воздействие на окружающую среду городского ландшафта.
— Ваши работы изменяют облик города, они становятся символами. Как думаете, почему?
Архитектурная форма воздействует на смотрящего, поэтому уникальность немаловажная составляющая объекта. Она может быть достигнута разными способами, но для меня — это философия, основная идея проектируемого здания, поиск «артефактов» — носителей социально-культурной информации.
Так, для Минского международного образовательного центра таким «артефактом» стала картина белорусского супрематиста Казимира Малевича «Дом строителя». Для здания Белорусской Калийной Компании отправной точкой послужил красный кристалл калийной соли.
— В Вашем портфолио не только инновационные здания, но и реконструкция исторических зданий в районе ул. Герцена. Фактически, вы задали моду на восстановление исторического наследия этого района и создание уникальной атмосферы старого Минска. Как это получилось сделать?
После войны частично сохранились ансамбли Троицкого и Раковского предместий, живописное здание православного кафедрального Свято-Духова собора, монастыря бернардинцев, дом масонов и некоторые другие здания.
Однако, большая часть Верхнего города: Соборная площадь, Ратуша, дом губернатора, гостиный двор, торговые ряды по улицам Торговой и Герцена, Музыкальному переулку — все было в ужасном состоянии с полуразрушенными зданиями. Когда мне предложили участвовать в реставрации этого уголка Минска, я, не раздумывая, согласился. Хотя в дальнейшем прочувствовал, насколько это специфическая и тяжелая работа, требующая кропотливого анализа всего исторического наследия. Мы нашли все архивные материалы, узнали кто жил в этих домах, чем занимался. Это было очень важно, для понимания атмосферы места, его дореволюционной жизни. Получилось ли, оценивать не мне, а минчанам и гостям столицы.
— Есть ли у вас работа, от которой Вы отказались по моральным причинам?
Да. В Верхнем городе на пересечении ул. Герцена и Энгельса. В 18-ом веке на этом месте были торговые ряды, которые были разрушены. По сохранившимся чертежам, мы сделали проект восстановления. В нем предусматривалось создание небольших торговых помещений, с отдельными входами и аутентичной рекламой. Но на площадку пришел инвестор со своим видением и предложил перепроектировать все в ресторан.
Для ресторана были необходимы подсобные помещения, которые могли располагаться только во внутреннем дворе, между бывшим костелом и помещением монастыря бернардинцев. Оказалось, что там были захоронения священнослужителей, которые по этическим соображениям трогать ни в коем случае было нельзя. Сейчас там все же находится ресторан…
— Что Вас мотивирует? Любовь к своему делу или что-то еще?
Я счастлив, что вовремя определил свое предназначение, и хотя я далек от состояния самодостаточности и нахожусь в постоянном поиске, я твердо уверен в одном — это мое дело. Архитектура — это ежедневная трудоемкая работа с командой единомышленников и профессионалов. В архитектурном творчестве нет мелочей. Мы не имеем права на ошибку, которая потом будет видна 100 лет.
Я часто сам задаю себе вопрос и сам на него отвечаю: «Можно ли достичь вершины в архитектуре?». Нет. Но есть длинный путь, ведущий к ней и всю жизнь можно идти по этому пути, постоянно приближаясь к вершине, не достигая ее. Пусть так, но в силах каждого архитектора оставлять на этом пути вехи. А вершина еще впереди.