В прошлую субботу в ТЦ Galleria Minsk торжественно открылся магазин Reserved. Видео с толпой у входа облетело весь байнет и вызвало достаточно странную для меня реакцию. Да, я бы тоже не пошла выбирать что-то в сутолоке и очередях, но это я – человек-интроверт и вообще фанат индивидуального подхода. Но я знаю многих, кому это наоборот в кайф – потолкаться, постоять в очереди, посмотреть, что другие берут, в конце концов, забрать выбранные заранее вещи с 30% скидкой. Мне кажется, то, как провести субботу, это настолько сугубо личное дело, что осуждение выглядит достаточно глупым.
Зачем же я тратила свое субботнее утро на поход в этот магазин? Все просто: для меня открытие Reserved стало очень важным этапом развития fashion-бизнеса в стране. Впервые на рынок вышел игрок, который не экономил на открытии и оборудовании магазина, на расположении своего флагмана; который обещает смену ассортимента каждые 2 недели, а цены – как в Европе; придерживается концепции tоtal look (это значит, что одна вещь может сочетаться с половиной ассортимента). И, судя по фотографиям коллекций, они полностью соответствуют всем актуальным тенденциям. Казалось бы, что тут удивительного и важного? Это норма для всего мира. Однако на нашем рынке в последние годы сложилась интересная ситуация. Из всего масс-маркета у нас был только Mango с нерегулярно обновляемым ассортиментом, который зачастую продавали под видом новых коллекций — старые и не распроданные запасы. К тому же удивляло ценообразование, которое уж никак не согласовывалось с европейскими ценами на этот бренд. Еще можно вспомнить странные перерисовки ценников накануне скидок, но главная претензия у меня к однообразию. Спрос на моду при этом был устойчивый, особенно до кризисного года.
В условиях отсутствия конкуренции с крупными компаниями у нас стали появляться молодые бренды, условно «дизайнерские», которые за более высокую цену стали предлагать актуальную модную одежду. Вдохновленные подиумами, каталогами Zara и мудбордами с Pinterest их торговой площадкой стали Instagram, Большой модный маркет и небольшие шоурумы. Простые лекала, ткани, фурнитура позволяли делать актуальный для покупателя продукт здесь и сейчас. Им не нужна была надстройка в виде внимания прессы, показов на сезон вперед, формирования узнаваемого лица бренда, интересных концепций подачи визуального образа и так далее. Достаточно было снять подружек на телефон и на вопросы о цене писать: «ответили в direct». Самые хитрые умудрялись привозить не самый качественный китайский товар и продавать его под видом дизайнерского продукта по цене масс-маркета. Эта ситуация была неудобна многим дизайнерам, которые действительно уделяли большое внимание оригинальному крою, адаптации трендов, созданию собственных тканей. Для них такое размывание у покупателя представлений о том, что есть дизайнерский продукт, вело лишь к потере клиентов и энтузиазма, ведь конкурировать в таких условиях очень сложно.
Вот почему я считаю открытие настоящих магазинов формата fast fashion отличным и важным шагом.Теперь должно произойти отсеивание и разграничение. Теперь дизайнерские бренды будут иметь возможность оправдать свою высокую стоимость и верно донести посыл про качество, про другие ткани, про интересный оригинальный продукт. Теперь они не будут соревноваться с марками другого формата за внимание, так как магазины условно «дизайнерской» одежды будут иметь товар фактически одинаковый с тем что представлено в Reserved, где цены приятнее. Если же они захотят развиваться и сохранять свои позиции, то они должны задуматься над построением бренда, над своим уникальным лицом: чем же они будут отличаться и как им отмежеваться от общего процесса. И все эти моменты в конечном счете приведут к повышению итоговых цен.
И это здорово, так как в итоге от обострения конкуренции, как мне кажется, выиграем мы все.