Несколько дней назад я смотрела материл, который был подготовлен журналом Arzamas о современном музейном пространстве. Точнее даже больше про отсутствие его, как необходимого условия для искусства сейчас. Главная мысль: «Ценность современного искусства именно в процессе, в событии в котором оно происходит». А во вторник я была приглашена на встречу с художниками, которые начали изменять всеми любимый бар SVOBODY, 4 по своему усмотрению 21 октября.
Проект-акция «ANONYMOUS ENTERTAINMENT». Организована галереей современного искусства «АРТПОРТ» в рамках «Осеннего салона» с Белгазпромбанком. Основная идея проекта – интерпретировать средствами искусства такой социально-психологический феномен современного общества, как стремление человека к анонимности своей поведенческой модели, к конфиденциальности личной информации в реальной и виртуальной среде обитания. На протяжении трех месяцев на глазах у зрителей проект будет трансформироваться, изменяя не только внешний вид представленных работ, но и выходя за их пределы.
Когда я оказалась в пространстве бара в тот вечер, меня очень захватила атмосфера происходящего. Творческая энергия бурлила и вибрировала, верный визуальный и музыкальный аккомпанемент только усиливали впечатление. Все менялось молниеносно. Сначала не было ничего, потом из под холстов появились фотография и две картины. Хорошо, что остались фотографии происходящего, так как понять и рассмотреть что там изображено во время происходящего было решительно невозможно. Слишком много людей, слишком все быстро начали закрашивать, тэгать, менять. Процесс был хаотичным и бессвязным, но как перфоманс запоминающимся. Я потом еще долго рассказывала про него с восторгом.
Однако, спустя пару дней я пришла чтобы уже сознательно рассмотреть, что же получилось. Сразу скажу, что я не эксперт и обычно свое мнение я предпочитаю держать при себе. Я никогда не была в баре «Хулиган». Ну как не была, туда я зашла на вечеринку и вышла ровно через пять минут именно потому, что пространство было абсолютно не моим, оно вобрало в себя многое, что для меня не приемлемо (тут я большой сноб). Поэтому, когда авторы проекта сказали, что первые две похожих акции реализовали там, для меня многое стало понятно. Они привнесли именно ту агрессивную и бесшабашную атмосферу бара «Хулиган» в новое пространство. Такой переезд по степени воздействия оказался крайне сильным и теперь, приходя в бар я внимательно рассматриваю все изменения, происходящие в рамках проекта, а свой бокал вина и жареный сыр камамбер заказываю уже из второго зала.
С позиции нравится/не нравится факт того, что что-то происходит в Минске и, пожалуй, впервые вышло из андеграунда и музейного = законсервированного пространства в самый центр города, в самый популярный и живой бар — это здорово. Наблюдать за самим процессом очень сильно захватывает, заставляет задуматься о происходящем и ставить перед собой вопросы. Мне очень нравятся фотографии Царукова, картины Anton Snt, абстракции Захара Кудина и Игоря Тишина. Однако, если говорить о результате, то мне не нравятся граффити, мне не нравится та неряшливость, запущенность, грязь, которую они принесли с собой. Для меня вот эта черно-белая мазня гораздо уместнее на стенах Октябрьской, чем в кукольном Svobody,4, да и работы на серых стенах читались бы гораздо легче.